|
Памятка родителям о признаках кризисных и депрессивных состояний несовершеннолетних, меры их профила
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка
- любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;
- ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
- несчастная любовь/разрыв романтических отношений;
- травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
- тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
- разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
- неприятности в семье, нестабильная семейная обстановка;
Признаки депрессивных реакций у подростков
- Снижение интереса к любой деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
- Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность
к уединению.
- Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
- Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
- Вялость, хроническая усталость.
- Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
- Телесные недомогания: головная боль, проблемы с желудком.
- Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.
Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:
- Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку.
- Направлять эмоции подростка в социально приемлемые формы. Стимулировать ребёнка к участию в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска, преодоления собственного страха. Направлять агрессию - в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания - в доверительные разговоры с близкими, творчество. Организуйте свободное время ребёнка.
- Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход
на концерт, в кино и т.д.); помнить, что вещи и жизненные процессы, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
- Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Создавать условия,
при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления желаний, совершать какую-то работу для получения «вознаграждения». Научить ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создавать ситуацию успеха. Научить ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
- Развивать в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт. Научить ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
- Моделировать ситуации, в которых обращать внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок. Научить ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?» Научить ребенка
не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
- Научить ребенка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений «в любом негативном явлении содержится позитивное зерно, а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу».
- Не давать чрезмерных нагрузок. Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешить сразу, наказывать, выясните мотивы их поступков. Выбирайте наказание, адекватное проступку. Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы.
И помните, когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.
|
ВЫБИРАЙ !
"
|